Десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу
Автор - Кирнарская Дина Константиновна
Несмотря на то, что ребёнок фальшиво орёт песни
Чебурашки, и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить, и
бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; несмотря на то, что ребёнку вообще
некогда – английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочая, и прочая …
Есть веские причины всё это преодолеть и
всё-таки учить музыке, и эти причины должны знать современные родители:
1. Играть – это следовать традиции. Музыке учили
всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик,
апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг
играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки?
Внимание, родители невест!
2. Музыкальные занятия воспитывают волю и
дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без
перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с
каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев
спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.
Внимание, строгие родители! Музыка – это
воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!
3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает
математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные
клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст,
и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни
убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а
профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов
университетского музыкального клуба.
Внимание, дальновидные родители будущих
математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи
из-под репетиторской палки.
4. Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились
следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная
речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом.
Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и
восклицания есть и в музыке, и в речи.
Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче
запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы
Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен
Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем
будущим полиглотам музыку.
Внимание, мудрые родители будущих журналистов и
переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.
5. Музыка структурна и иерархична: крупные произведения
распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие
темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание
музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и
структурного.
Психологи доказали, что маленькие музыканты,
ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии
музыкального слуха и памяти, зато обошли своих сверстников по уровню
структурного мышления. Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров,
системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам
компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с
музыкальным образованием.
6. Музыкальные занятия развивают навыки общения
или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы
ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и
атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными
музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до
публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты.
Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера.
Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим
пониманием, управлять ими. Внимание, амбициозные родители будущих основателей
бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие
топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».
7. Музыканты мягкосердечны и одновременно
мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы,
а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы,
но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Внимание, прозорливые
родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались
музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать
своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».
8. Занятия музыкой приучают «включаться по
команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы.
В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по
гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной
готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен,
интервью при приёме на работу и ответственный доклад.
Внимание, беспокойные родители! Музыкальные
занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.
9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких
«цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в
нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает
несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее.
Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа
не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер,
оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно
слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить
и жить в нескольких направлениях.
Внимание, перегруженные и усталые родители!
Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам
и везде приходить первым.
10. И, наконец, музыка – наилучший путь к
жизненному успеху. Почему? См. пункты 1-9.
Автор - Кирнарская Д.К.
российский музыковед, проректор Российской
академии музыки им. Гнесиных, музыкальный психолог, профессор, доктор
искусствоведения, доктор психологических наук; основатель и научный
руководитель продюсерского факультета РАМ им. Гнесиных (Россия), президент АНО
«Таланты-XXI век». Живет в Москве, является одним из ведущих специалистов в
области теории и практики тестирования музыкальных и других способностей, автор
бестселлеров «Классическая музыка для всех».
Комментариев нет:
Отправить комментарий