понедельник, 14 ноября 2022 г.

 

Почему детям необходимо слушать классическую музыку? Как и с чего начать?

Ответ на первый вопрос прост: это развивает интеллект. Но почему именно классическая? Почему не эстрада, «easy listening», рок или нью-эйдж? Это тоже музыка!

Так-то оно так. Но для начала давайте обратим внимание на такой факт: в популярной музыке продолжительность произведений меньше. А знаете почему? Когда в 1887 году придумали грампластинку, на неё помещалось не больше четырёх минут музыки. Нельзя было записать на пластинке оперу или балет – только отдельную арию, дивертисмент или песню.

Зато пластинки хорошо продавались, и композиторы быстро поняли, что сочинять «что-нибудь короткое» выгоднее, чем трудиться над большими произведениями.

Но проблема в том, что в «чём-нибудь коротеньком» помещается меньше информации. А ведь музыка – это информация. Когда мы угадываем предстоящий мелодический ход, наш мозг, сделавший это, получает «эмоциональное подкрепление» – стимул к работе. А когда не угадываем, мы «удивляемся», узнаём, что «оказывается, и так можно». В процессе этого в мозгу образуются новые нейронные связи – проще говоря, человек умнеет.

Сравните теперь, сколько такой информации помещается в опере, в симфонии, в скрипичном или фортепианном концерте – и сколько в песне… Получается, как в сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино»: «Мысли у него были маленькие-маленькие, коротенькие-коротенькие»…

Так люди, купившись на удобство новой музыки, начали понемногу глупеть. Звучит грубо, но это правда. Современные популярные произведения чаще построены на повторе одной и той же коротенькой музыкальной фразы – совсем коротенькой! Как мысль новорожденного Буратино…

Классическая музыка тоже начинается с какой-нибудь простой музыкальной фразы, то есть «темы». Например, всем известна «тема судьбы», с которой начинается 5-я симфония Бетховена. Её даже любят вставлять в мультфильмы, выпуски «Ералаша» или любительские видеоролики. В этой теме всего лишь 8 нот! Она простая, легко запоминающаяся.

Современный исполнитель обычно на этом и останавливается: «о, какая прелесть! да это готовый хит!». И начинает бесконечно повторять, «крутить» найденную короткую мелодию:

Ля-ля-ля-ля-ля
Весь день я напеваю!
Ля-ля-ля-ля-ля
Весь день я повторяю!

А Бетховен? В самом начале симфонии он как бы «показывает» слушателю главную тему (музыканты называют это словом «экспозиция»). А затем начинает её изменять – её играют разные группы инструментов, то быстрее, то медленнее, то в верхнем регистре, то в нижнем, тема начинает усложняться, развиваться, раздваиваться, даже «маскироваться» и «прятаться», в ней появляются всё новые и новые оттенки... Затем в музыке (не всегда, но очень часто) появляется вторая тема, побочная. Она тоже не стоит на месте, она развивается, изменяется, живёт, начинает конкурировать с главной темой, переплетаться, соревноваться...

Точно так же писали музыку и Бах, и Моцарт, и Чайковский, и другие классические композиторы. Умение слушать классическую музыку, умение ею наслаждаться – это во многом умение услышать и запомнить хотя бы главную тему, а затем научиться «узнавать» её под разными «масками». На самом деле это интереснейшая игра – композитор, как фокусник, сперва показывает нам предмет, а потом хитро его прячет. И какое это наслаждение, когда ты вдруг понимаешь, что «да вот же он!», и восхищаешься, как искусно автор «преобразил» свою стартовую «тему».

Если хочешь быть умным, упражнять мозг чтением недостаточно. Надо познавать мир всеми доступными способами нагружать все «сенсорные каналы». Обязательно надо смотреть и слушать!

Друзья, это был сокращённый текст статьи из сентябрьского номера журнала «Лучик» за минувший год.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Преподаватели отделения «Раннее эстетическое развитие» 2024 – 2025 учебный год   Константинова Ольга Владимировна – заведующий отд...