Почему детям необходимо
слушать классическую музыку? Как и с чего начать?
Ответ на первый вопрос прост: это развивает
интеллект. Но почему именно классическая? Почему не эстрада, «easy listening»,
рок или нью-эйдж? Это тоже музыка!
Так-то оно так. Но для начала давайте обратим
внимание на такой факт: в популярной музыке продолжительность произведений
меньше. А знаете почему? Когда в 1887 году придумали грампластинку, на неё
помещалось не больше четырёх минут музыки. Нельзя было записать на пластинке
оперу или балет – только отдельную арию, дивертисмент или песню.
Зато пластинки хорошо продавались, и композиторы
быстро поняли, что сочинять «что-нибудь короткое» выгоднее, чем трудиться над
большими произведениями.
Но проблема в том, что в «чём-нибудь
коротеньком» помещается меньше информации. А ведь музыка – это информация.
Когда мы угадываем предстоящий мелодический ход, наш мозг, сделавший это,
получает «эмоциональное подкрепление» – стимул к работе. А когда не угадываем,
мы «удивляемся», узнаём, что «оказывается, и так можно». В процессе этого в
мозгу образуются новые нейронные связи – проще говоря, человек умнеет.
Сравните теперь, сколько такой информации
помещается в опере, в симфонии, в скрипичном или фортепианном концерте – и сколько
в песне… Получается, как в сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино»:
«Мысли у него были маленькие-маленькие, коротенькие-коротенькие»…
Так люди, купившись на удобство новой музыки,
начали понемногу глупеть. Звучит грубо, но это правда. Современные популярные
произведения чаще построены на повторе одной и той же коротенькой музыкальной
фразы – совсем коротенькой! Как мысль новорожденного Буратино…
Классическая музыка тоже начинается с
какой-нибудь простой музыкальной фразы, то есть «темы». Например, всем известна
«тема судьбы», с которой начинается 5-я симфония Бетховена. Её даже любят
вставлять в мультфильмы, выпуски «Ералаша» или любительские видеоролики. В этой
теме всего лишь 8 нот! Она простая, легко запоминающаяся.
Современный исполнитель обычно на этом и
останавливается: «о, какая прелесть! да это готовый хит!». И начинает
бесконечно повторять, «крутить» найденную короткую мелодию:
Ля-ля-ля-ля-ля
Весь день я напеваю!
Ля-ля-ля-ля-ля
Весь день я повторяю!
А Бетховен? В самом начале симфонии он как бы
«показывает» слушателю главную тему (музыканты называют это словом
«экспозиция»). А затем начинает её изменять – её играют разные группы
инструментов, то быстрее, то медленнее, то в верхнем регистре, то в нижнем,
тема начинает усложняться, развиваться, раздваиваться, даже «маскироваться» и
«прятаться», в ней появляются всё новые и новые оттенки... Затем в музыке (не
всегда, но очень часто) появляется вторая тема, побочная. Она тоже не стоит на
месте, она развивается, изменяется, живёт, начинает конкурировать с главной
темой, переплетаться, соревноваться...
Точно так же писали музыку и Бах, и Моцарт, и
Чайковский, и другие классические композиторы. Умение слушать классическую
музыку, умение ею наслаждаться – это во многом умение услышать и запомнить хотя
бы главную тему, а затем научиться «узнавать» её под разными «масками». На
самом деле это интереснейшая игра – композитор, как фокусник, сперва показывает
нам предмет, а потом хитро его прячет. И какое это наслаждение, когда ты вдруг
понимаешь, что «да вот же он!», и восхищаешься, как искусно автор «преобразил»
свою стартовую «тему».
Если хочешь быть умным, упражнять мозг чтением
недостаточно. Надо познавать мир всеми доступными способами нагружать все
«сенсорные каналы». Обязательно надо смотреть и слушать!
Друзья, это был сокращённый текст статьи из
сентябрьского номера журнала «Лучик» за минувший год.
Комментариев нет:
Отправить комментарий